Как подать
претензию.
С чего начать, если купленный Вами товар оказался неисправным, а сданная в
химчистку вещь была испорчена, либо ремонт квартиры затянулся?
Первое, что Вам надо сделать, - необходимо написать претензию
(письменное обращение к контрагенту в связи с ненадлежащим исполнением или
неисполнением обязательств), содержащую в себе одно из тех требований,
какие предусмотрены Законом. При этом необходимо помнить, что основное
требование может быть заявлено одно и лишь к одному из контрагентов: либо
продавцу, либо изготовителю (импортеру), либо исполнителю.
Для этого необходимо уточнить - кем именно вам был продан товар (оказана
услуга или выполнена работа). Если у Вас сохранился товарный или кассовый чек,
то в его реквизитах в обязательном порядке должны быть указаны сведения о
контрагенте: его ИНН, организационно - правовая форма (ООО, ИП и др.).
Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых
передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором продавец (изготовитель,
исполнитель) делает отметку о ее получении.
Под продавцом (исполнителем, изготовителем) понимается индивидуальный
предприниматель или юридическое лицо, продавшее товар (выполнившее работу,
оказавшее услугу), а не конкретный работник, осуществлявший взаимодействие с
Вами. Поэтому претензия может быть передана любому лицу,
представляющему контрагента. Таким представителем является любой
работник. Претензию можно передать лично не только по конкретному
адресу приобретения товара (работы, услуги), но и в любом месте
осуществления деятельности Вашего контрагента. Отдельные продавцы
(исполнители) бывает, меняют место своей дислокации, в связи с чем, обратившись
по адресу, где вы приобрели товар, вы можете обнаружить другую вывеску. Не стоит
отчаиваться. Сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и
юридических лицах Вам обязаны предоставить в регистрирующем органе, которым
является соответствующая Инспекция Федеральной налоговой службы.
Сохранившиеся кассовые и товарные чеки в таком случае окажутся хорошим
подспорьем. В случае, если продавец являлся предпринимателем, но к моменту
предъявления претензии прекратил осуществление предпринимательской
деятельности, это не означает, что к нему нельзя предъявить претензию. Иная
ситуация с юридическими лицами. Если юридическое лицо ликвидировано или
фактически прекратило свою деятельность, и у него отсутствует правопреемник, то
необходимо в каждом конкретном случае или выбирать другого контрагента, к
которому в соответствие с законом потребитель может предъявить требование или
обратиться в общественное объединение потребителей, где вам дадут совет,
как поступить в такой ситуации.
Если по каким-либо причинам продавец (изготовитель, исполнитель)
отказываются принимать претензию, либо ставить свою подпись на вашей копии,
отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Также возможно
в присутствии двух очевидцев, которыми могут быть и Ваши родственники или
знакомые, оставить претензию любому работнику продавца (изготовителя,
исполнителя).
В этом случае на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что
претензия вручена тогда-то в присутствии очевидцев с их подписями и указанием
их адресов и паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти очевидцы могут
быть впоследствии вызваны в суд в качестве свидетелей для подтверждения факта
передачи (вручения) претензии.
Получив претензию, продавец (исполнитель) должен принять решение о
порядке рассмотрения вашего требования. Так, например, приняв решение о
проведении проверки качества, он должен известить вас о времени и месте
ее проведения. Если наличие недостатка не оспаривается, но в результате
проверки качества продавец (исполнитель) посчитал, что причиной
возникновения недостатков являются ваши виновные действия (например, нарушение
правил хранения или эксплуатации) или бездействие (например, не выполнение
требований о техническом обслуживании), то продавец обязан провести экспертизу.
Потребитель вправе принимать участие как в проверке качества, так и требовать
своего присутствия при производстве экспертизы. Во избежание недоразумений,
рекомендуем Вам изначально высказать в тексте претензии такое свое
намерение с просьбой проинформировать Вас о месте и времени проведения
проверки качества (если она не осуществляется в момент передачи вами
некачественного товара) или экспертизы, с указанием лиц, которые будут их
проводить.
Обратите внимание на то,
что продавец не обязан вам письменно отвечать. В силу четких указаний
закона он должен в установленный срок или удовлетворить Ваше требование, или
отказать Вам в этом.
При этом под отказом понимаются как фактический отказ, так и любое
бездействие контрагента. Это необходимо учитывать при написании конкретной
претензии.
Если Ваше требование касается денежных выплат (возврата стоимости товара
или выплаты неустойки или убытков), то рекомендуем Вам указать в тексте
претензии полные реквизиты Вашего банковского счета, куда контрагент, в
случае согласия с вашими требованиями, сможет перечислить денежные
средства.
Если требование касается вещи или предмета, то укажите наименование и
местонахождение вещи.
Если Ваше требование не удовлетворено, то еще раз оцените
правомерность своих требований, возможно, посоветуйтесь с юристом общественного
объединения потребителей и обращайтесь в суд.
Обратиться в суд Вы можете как самостоятельно (при необходимости окажем вам
помощь в составлении иска), так или обратиться с просьбой к конкретному
объединению потребителей о выступлении в защиту Ваших прав и
обращении в суд с иском от лица общественного объединения потребителей.
|