Законопроект о частных судебных приставах внесут на рассмотрение весной
Поправки подготовлены рабочей
группой при Минюсте. Гражданам и компаниям будет предоставлен выбор —
доверить взыскание ФССП или частным структурам.
В России появятся частные судебные
приставы-исполнители, которые будут действовать параллельно
с государственными приставами. Соответствующий законопроект, вносящий
изменения в законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных
приставах», будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию, после
согласования во всех заинтересованных ведомствах. Он подготовлен
рабочей группой при Минюсте под руководством бывшего замминистра Владимира
Зубрина.
Как говорится в пояснительной записке
к законопроекту, введение института частных судебных приставов необходимо
для повышения эффективности системы правосудия. Нынешнее исполнительное
производство признается неэффективным. Так, по данным
на 2012 год, доля оконченных фактическим исполнением производств
в системе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) составляет менее
половины (45,4%), а по суммам отношение взысканной задолженности
к подлежащей взысканию составляет 18,5%. Остаток невзысканных сумм
достигает 2 трлн рублей. При этом, как указано в документе,
максимально эффективно исполняются документы, связанные со взысканием
налоговых платежей и штрафов, а взыскание в интересах граждан
и организаций осуществляется менее успешно.
В целях повышения эффективности правосудия
законопроект предусматривает введение института частных судебных
приставов-исполнителей параллельно с государственной системой исполнения
судебных решений.
Как пишут «Известия», взыскателям (гражданам
и организациям) будет предоставляться право выбора варианта исполнения
решения суда — через государственных или частных приставов. Объем
полномочий у государственных и частных приставов будет одинаковым.
Но вооружены частники не будут.
Согласно законопроекту, частным судебным приставом
может быть гражданин, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее
юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у частного
судебного пристава-исполнителя в течение шести месяцев, сдавший
квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия
деятельностью по исполнению исполнительных документов. Частным судебным приставом-исполнителем
не может выступать человек, признанный в установленном законом
порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, ранее уволенный
«по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы,
из правоохранительных и специальных государственных органов, судов
и органов юстиции». Должники по исполнительному производству
и лишенные лицензии государственные приставы.
В законопроекте указано, что частный судебный
пристав сможет «принять все исполнительные документы, за исключением
исполнительных документов о взыскании с государства
и в пользу государства».
Предложенная система исполнения судебных актов,
по мнению разработчиков законопроекта, позволит не только повысить
эффективность исполнения судебных актов (увеличит процент исполнения судебных
актов) для частных взыскателей, но также позволит разгрузить ФССП, тем
самым значительно снизятся расходы государства на содержание данного
института. Также будет снижена нагрузка на судебную систему, так как
большинство жалоб, поступающих в суды по поводу исполнительного
производства, связано с бездействием судебных приставов-исполнителей.
Также наличие конкуренции между частными судебными приставами-исполнителями
позволит ускорить модернизацию системы исполнения судебных решений, привлечь
в нее дополнительные ресурсы и кадры. Возможность обращения
к частным приставам-исполнителям снизит количество коррупционных
преступлений в системе исполнительного производства, поскольку вместо
подкупа будет возможность открытого и прозрачного дополнительного финансирования
процесса розыска имущества и исполнения судебных актов, отмечается
в пояснительной записке.
Частных судебных приставов объединят в систему
палат по региональному принципу.