В сфере электроэнергетики,
как в топливно-энергетическом комплексе (далее – ТЭК) в целом, существует ряд
проблем, для решения которых необходимо внести существенные поправки в
действующее законодательство. Это и высокая степень износа основных средств
энергетики, и снижение качества подготовки научно-технических кадров, и
медленное развитие инновационной сферы. И как следствие – низкая эффективность
производства, высокая аварийность, снижение конкурентоспособности экономики.
Период конца 2013 –
начала 2014 годов был ознаменован вступлением в силу изменений, а также
рассмотрением ряда законопроектов в сфере электроэнергетики. Изучим самые
важные поправки.
Изменение № 1.
Штрафы за самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам,
нефтепродуктопроводам и газопроводам и за нарушение правил пользования топливом
и энергией увеличены в два раза.
Документ: Федеральный закон от
25 ноября 2013 г. № 316-ФЗ "О внесении
изменений в статьи 7.19 и 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях".
Вступил в силу: 6 декабря 2013 года.
В начале декабря
прошлого года вступили в силу изменения в КоАП РФ, ужесточающие административные
штрафы за самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам,
нефтепродуктопроводам и газопроводам, а также за самовольное (безучетное)
использование топливных и энергетических ресурсов. За такие правонарушения физические
лица будут оштрафованы на 4 тыс. руб. (ранее – до 2 тыс. руб.), должностные
лица – на 8 тыс. руб. (ранее – до 4 тыс. руб.), а юридические лица – на 80 тыс.
руб. (ранее – до 40 тыс. руб.) (ст. 7.19 КоАП РФ).
Увеличились штрафы и за
нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства и
эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок. Максимальный штраф по ст. 9.11 КоАП РФ для
физических лиц составляет 2 тыс. руб. (ранее – до 1 тыс. руб.), для должностных
лиц – 4 тыс. руб. (ранее – до 2 тыс. руб.) , для юридических лиц – до 40 тыс.
руб. (ранее – до 20 тыс. руб.) или административное приостановление деятельности
на срок до 90 суток.
Изменение № 2. Заявление
о внесении в государственный реестр саморегулируемых организаций, занимающихся
энергетическим обследованием, в электронной форме будет подписываться
электронной подписью заявителя.
Документ: Федеральный закон от
28 декабря 2013 г. № 401-ФЗ "О внесении изменения в статью 18
Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации"
Вступил в силу: 10 января 2014 года.
При подаче электронной формы
заявления о внесении в государственный реестр саморегулируемых организаций в
области энергетического обследования, заявление должно быть подписано усиленной
квалифицированной электронной подписью заявителя, а соответствующие документы –
электронной подписью должностных лиц органов (организаций), которые
уполномочены на подписание таких документов. Данная норма введена впервые.
Изменение № 3. Утвержден
порядок антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничном рынках
электрической энергии и мощности.
Документ: Постановление
Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1164 "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного
регулирования и контроля в электроэнергетике".
Вступил в силу: 26 декабря 2013 года.
Основываясь на принципах
ст. 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике",
посвященных государственному регулированию и контролю в электроэнергетике,
данный порядок введен впервые. Его объектами являются цены на электроэнергию,
перераспределение долей в уставных капиталах субъектов оптового рынка,
согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих
доминирующее положение, и др. Антимонопольный контроль осуществляется путем
мониторинга цен на электрическую энергию (мощность), проведения плановых и
внеплановых проверок, установления доминирующего положения на оптовом или
розничном рынках, установления случаев манипулирования ценами и др.
Изменение № 4. Утвержден
перечень мероприятий для единоличного управляющего Единой энергетической
системой страны (ОАО "СО ЕЭС") на 2014-2016 годы.
Документ: Приказ Федеральной
службы по тарифам от 18 ноября 2013 г. № 1424-э "Об установлении требований к программе в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "СО
ЕЭС" на 2014-2016 гг."
Вступил в силу: 1 января 2014 года.
Мероприятия направлены
на сокращение числа расходов энергетических ресурсов и экономию расходов на их
приобретение. К ним относятся:
·
проведение энергетического обследования вводимых в эксплуатацию зданий и
сооружений;
·
разработка и реализация плана мероприятий по оптимизации энергопотребления
в зданиях, строениях, сооружениях;
·
оснащение вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений, при эксплуатации
которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов),
приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии,
электрической энергии.
Напомним, что
аналогичные мероприятия проводились и последние три года1.
Изменение № 5. Заявители
смогут направлять заявку о присоединении энергопринимающих устройств к
электрическим сетям через Интернет.
Документ: Постановление Правительства РФ от 9
декабря 2013 г. № 1131 "О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации по вопросам введения процедуры приема заявок
на технологическое присоединение к электрической сети классом напряжения до 10
кВ включительно от лиц, мощность энергопринимающих устройств которых составляет
до 150 кВт, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
с возможностью отслеживания исполнения заявки в режиме реального времени".
Вступает в силу: 10 марта 2014 года.
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели в случае присоединения электроустановок к
электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ (включительно) смогут
направлять заявку через Интернет. Для подачи документов на сайте сетевой
организации необходимо будет получить идентификатор и пароль. Кроме того,
сетевая организация на своем официальном сайте будет обязана предоставлять
заявителям сведения об основных этапах обработки заявок. Данная норма нашла
отражение в п. 8.3 Правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим
сетям.
До вступления в силу
данных изменений заявитель может подать заявку лично или через представителя,
либо направить ее в двух экземплярах ценным письмом с описью вложения.
Аналогичные изменения
коснулись и Стандарта
раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической
энергии.
Изменение № 6.
Покупателей электроэнергии могут обязать заплатить штраф за несвоевременную
оплату электрической энергии.
Документ: Законопроект №
348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей
энергоресурсов"2.
Текущее состояние: 18 декабря 2013 года законопроект принят в первом
чтении.
Законопроектом
предусмотрена обязанность потребителя или покупателя электрической энергии,
несвоевременно или неполностью оплатившего электроэнергию, уплатить
гарантирующему поставщику пени в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ
(на сегодняшний день ставка равна 8,25), от не уплаченной в срок суммы за каждый
день просрочки. Данная норма может быть введена в ст. 26 Федерального закона от
26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Изменение № 7.
Возможна отмена социальных норм потребления энергоресурсов населением.
Документ: Законопроект №
405690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
электроэнергетике" и статью 27 Федерального закона "Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3.
Текущее состояние: после регистрации 11 декабря 2013 года законопроект
направлен в Комитет Госдумы по энергетике.
С принятием
законопроекта будут исключены социальные нормы потребления энергетических
ресурсов. Отмена норм планируется из-за отсутствия экономии перекрестного
субсидирования тарифов для населения промышленными предприятиями. Напомним, что
с 1 сентября 2013 года соцнорма была установлена в семи пилотных регионах.
Владимирской области – 50 кВт.ч, Нижегородской – 50 кВт.ч, Забайкальском крае –
65 кВт.ч, Красноярском – 75 кВт.ч, Ростовской области – 96 кВт.ч, Самарской – 150
кВт.ч, Орловской – 190 кВт.ч. на человека в месяц. Однако уже на данном этапе
нормы отличаются друг от друга в четыре раза. Как отмечается в пояснительной
записке к законопроекту, введение социальных норм повсеместно может привести к
еще большему снижению уровня жизни населения.
Изменение № 8. Объекты
электросетевого хозяйства могут быть переданы в аренду территориальным сетевым
организациям.
Документ: Законопроект №
282667-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об
электроэнергетике"4.
Текущее состояние: 22 ноября рассмотрение законопроекта в первом чтении
перенесено на другое пленарное заседание.
В случае принятия
законопроекта, до 1 января 2022 года организации по управлению общероссийской
электрической сетью будут обязаны передавать объекты электросетевого хозяйства
в аренду территориальным сетевым организациям. Данной поправкой законопроект
может отменить запрет на передачу в аренду объектов электросетевого хозяйства и
(или) их частей, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Поправку планируется
принять в связи с невозможностью ликвидации перекрестного субсидирования до 1
января 2014 года.
Изменение № 9. Штрафы за
самовольное подключение и нарушение пользования топливом и энергией увеличатся
в несколько раз (см. изменение № 1).
Документ: Законопроект №
348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей
энергоресурсов"5.
Текущее состояние: 18 декабря 2013 года законопроект был принят в первом
чтении.
Законопроектом
планируется внести изменения в ст. 7.19 КоАП РФ и
увеличить штрафы за самовольное подключение и использование электрической,
тепловой энергии, нефти или газа. Так, граждане могут быть оштрафованы на
сумму, как и сейчас, до 4 тыс. руб., должностные лица – до 200 тыс. руб. (сейчас
– до 8 тыс. руб.), а юридические лица – до 300 тыс. руб. (сейчас – до 80 тыс.
руб.).
Изменение № 10. Органы
исполнительной власти субъектов займутся формированием перечня потребителей в
субъектах РФ.
Документ: Законопроект №
348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей
энергоресурсов".
Текущее состояние: 18 декабря 2013 года законопроект принят в первом
чтении.
На данный момент группы
потребителей, в отношении которых может предусматриваться особый порядок
предоставления обязательств по оплате электрической энергии, определяет
Правительство РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов.
Однако в связи с
принятием законопроекта, Правительством РФ будут определяться категории
потребителей, для которых будет применим особый порядок предоставления
обязательств по оплате электроэнергии и услуг. За органами исполнительной власти
субъектов останется формирование перечня потребителей в субъектах РФ.
Изменение № 11. Сфера
ТЭК может пополниться высококвалифицированными специалистами.
Документ: Проект Плана
мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение
топливно-энергетического комплекса России человеческим капиталом"6.
Текущее состояние: документ не принят.
С целью повышения
качества подготовки научно-технических кадров разработан примерный перечень
мероприятий, реализация которых будет способствовать пополнению отраслей ТЭК
высококвалифицированными специалистами. К мероприятиям относятся:
·
внедрение конкурентной политики ТЭК;
·
повышение мотивации корпоративного сектора и персонала организаций ТЭК;
·
реализация программ, направленных на повышение качества образования, в том
числе популяризацию инженерных и рабочих специальностей;
·
развитие научно-технической, предпринимательской деятельности молодежи.
По итогам перечисленных
мероприятий планируется достичь ежегодного роста индекса развития человеческого
капитала, повышения производительности труда в ТЭК, а также повышения
уровня безопасности в энергетике до уровня развитых стран.