Для борьбы с контрафактами
и фальсификатами нужна неподдельная политическая воля.
С 1 января 2014 года, согласно вступлению в силу
поправок, внесённых правительством РФ в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс
об административных правонарушениях, любая контрафактная продукция лёгкой
промышленности при обнаружении подлежит уничтожению.
Контрафакт - не что иное, как подделка, очень часто
обманывающая потребителя незаконно использованными именем производителя или
известной торговой маркой. Во всём мире покупатели избегают любого намёка на
контрафактное происхождение товара, но у России особенная гордость: наши люди,
напротив, скорее предпочтут именитому подлиннику товара его подделку. Причина
простая: подделка обойдётся потребителю в несколько раз дешевле. И этот секрет
полишинеля известен был в нашей стране всем, даже начальнику главного управления
экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Денису
Сугробову, который ещё полтора года назад констатировал: «Люди покупаются на
низкие цены, но при этом забывают, к каким тяжким последствиям может привести
использование подделок. Это и аллергические реакции от некачественной одежды,
косметики и парфюмерии, возникновение серьёзных заболеваний из-за поддельных
лекарственных средств и биологически активных добавок, пищевые отравления после
употребления некачественных продуктов». С тех пор в руки россиян утекло немало
контрафакта, ведь по изъятии на таможне его запросто могли отправить... в
торговую сеть. Механизм легализации контрафактной продукции подразумевал
изъятые на границе товары передавать в Росимущество для сертификации и
последующей реализации.
Бедный, бедный покупатель!
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей
России считает, что отконтрафакта в первую очередь страдает потребитель.
Рассчитывая получить за свои деньги один товар, мы порой получаем и не товар
вовсе: джинсы рвутся при первой попытке нагнуться, а подмётки на ботинках
«сгорают» в течение недели носки (при внешнем сходстве товаров разница в
качестве может быть разительной). А вот тому, кто контрафакт производит, -
хорошо, да и тому, кто его продаёт, тоже неплохо...
Проблема, по мнению Голова, состоит в том, что
потребитель не может быть профессионалом во всех областях. Если мы разбираемся
в электронике, то можем ничего не понимать в парфюмерии или, запросто выбирая
верхнюю одежду, ничего не смыслим в качестве кожи.В магазине мы обычно верим
тому, что написано на ценнике. Те, кто поопытней, зовут продавца и начинают
предметно выспрашивать его о товаре, но порой и этот метод никуда не годится:
продавец может знать ровно столько же, сколько написано на этикетке. Этим-то и
пользуются те, кто под видом коньяка VSOP производит в соседнем подвале спирт,
подкрашенный чаем или чем похуже, а из некачественной хлопковой ткани там же
шьют то, что должно быть сшито из денима высшей марки. Только купив поддельный
товар, мы можем понять, что «здесь что-то не так», а тут уже жалуйся не жалуйся
- деньги-то потеряны...
Более того, сами производители боятся бороться с
контрафактом: если потенциальные покупатели узнают, что товар подделывают,
спрос на него запросто упадёт. А сейчас надо бы именно производителям
предпринять максимум усилий, чтобы воспитать и образовать своего покупателя,
чётко объяснить ему, в чём состоят признаки качественного товара. Хотя, как
говорит Александр Филиппов, начальник отдела экспертизы качества и оценки
контрафактности продукции Санкт-Петербургского государственного бюджетного
учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»,
покупатели осведомлены о гарантирующей подлинность CD и DVD маркировке, но
контрафактной продукции и тут хоть отбавляй - от аудиодисков до программного
обеспечения. «Контрафакт будет всегда, - почти уверен Филиппов. - Преступники
будут осваивать всё новые бренды». Замкнутый круг какой-то!В Европе уже
наказывают потребителя за покупку контрафакта. Если европейцу предложат за 50
евро купить сумку, которая должна стоить 1000, он сразу понимает, что это
контрафакт. Но у нас-то наглости бизнес-рвачей хватает и на то, чтобы цена была
заломлена и на подделку: всё равно публика у нас не осведомлена о некоторых именах
производителей. «Пока не изменится позиция производителей, пока не возьмут они
потребителей в союзники и не начнут их учить отличать подлинное от ложного,
толка не будет. Покупатель - не товаровед», - таково мнение представителя Союза
потребителей.
Учиться всегда пригодится
А где они нынче, товароведы-то? Помнится, при
советской власти товароведы были чуть ли не в каждом магазине: они и с
претензиями покупателей работали, и за экспертизой товара обращались, с них и
спрашивали если что... Умерла, что ли, профессия?
Светлана Братцева, главный эксперт Департамента
экспертизы и сертификации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (СПб
ТПП),готова спорить, что одним только союзом между покупателем и производителем
проблему контрафакта не решить: обучать потребителя, конечно, надо, нобез
государственной программы борьбы с контрафактом дело не обойдётся. Большим
шагом в этом направлении Братцева считает принятые в этом году поправки в
законодательство: контрафактная продукция лёгкой промышленности с нового года
будет уничтожаться. «Немалые усилия для того, чтобы такие решения были приняты,
- говорит Братцева, - предприняла и СПб ТПП».
Важно также, говорит эксперт, чтобы и перемещение,
хранение и реализация товара не производились без разрешения правообладателя.
Так что все разговоры о введении параллельного импорта (легального ввоза
товаров, но не официальными представителями производителя) для нашей страны
явно преждевременны. «Если производитель заинтересован в добром имени, то его
товар будет отслеживаться, - уверена Братцева. - А если не заинтересован, то
никаких заявлений на таможню об отслеживании товара и его маркировке и
отличительных признаках можно и не дождаться».
Ну, а уж без товароведов, да ещё и юридически
подкованных, осведомлённых в области патентоведения, нам нынче и вовсе не
обойтись.Но пока суд да дело, пока Минпромторг пытается возродить хорошо
забытый Знак качества, светлые умы ищут не законодательную, а рукотворную
защиту от контрафакта. Так, представители петербургского ООО «Qrolik» готовы
начать внедрение в торговые сети стикеры с QR-кодами, уникальными для каждой
единицы подлинного товара. Покупателю остаётся считать код при помощи
мобильного телефона с бесплатной программой, и всё становится ясно - настоящий
товар или поддельный. Чтобы стимулировать покупателей, директор по развитию
Евгений Милаев хочет привлечь систему скидок, которые будут обналичиваться в
виде вознаграждения старательным покупателям.
Идея, конечно, оптимистичная, но, может быть, лучше
употребить самый верный способ борьбы с контрафактом - политическую волю?
Всё-таки каждый год экономика из-за подделок теряет 3 миллиарда долларов...
Источник: argumenti.ru